Как отечественные голосовые помощники покоряют мировой рынок
Первый отечественный голосовой ассистент «Алиса» был разработан и запущен осенью 2017 года компанией «Яндекс» в день своего двадцатилетия.
Сегодня «Алиса» работает на компьютерах, в мобильных телефонах, а также в специализированных умных устройствах — колонках и даже телевизорах. По данным компании, с момента запуска было продано более 7 млн устройств, а количество активных пользователей в месяц составляет 55 млн человек, в том числе за рубежом.
1000
устройств
от 170 производителей можно подключить к умному дому с «Алисой»
1000
устройств
от 170 производителей можно подключить к умному дому с «Алисой»
Мы проследили за тем, как голосовые помощники меняют привычный мир, превращая в реальность то, что еще недавно казалось фантастикой.
![](i/7/assistant.png)
Первоначальный функционал «Алисы» был информационным. С ассистентом можно было поговорить о погоде, пробках, узнать точное время или быстро получить ответ на вопрос, например, узнать, что Амазонка самая длинная река в мире.
То же самое предлагали и существовавшие к тому моменту зарубежные аналоги, такие как Siri или Google. Но в отличие от них «Алиса» не ограничивалась набором заранее записанных команд для вопроса, а могла поддерживать с пользователем живой и даже шутливый диалог. Добиться этого удалось благодаря уникальным технологиям машинного обучения и системам ИИ на базе нейронных сетей, разработанным в «Яндексе». Удачным оказался и выбор голоса «Алисы», основой которого является голос актрисы дубляжа Татьяны Шитовой.
Спустя год после презентации голосового помощника появилась первая умная колонка с «Алисой» — «Яндекс Станция».
млн
человек активно пользуются голосовым помощником «Алиса» ежемесячно
Ее создателям удалось превратить устройство в домашний мультимедийный центр, помогающий легко и быстро находить музыку или фильмы, ориентируясь на вкусовые предпочтения пользователя.
Постепенно «Алису» глубоко интегрировали с сервисами компании — «Яндекс Музыка», «Кинопоиск» и другими.
![](i/7/station.jpg)
![](i/7/look-m.jpg)
![](i/7/look.png)
Сотрудник фирменного магазина «Яндекс» готовится к старту продаж «Яндекс Станции» с голосовым помощником «Алиса»
В 2019 году «Яндекс» расширил возможности колонок функциями умного дома. «Алиса» стала открытой платформой, к которой можно подключать технику различных производителей.
При этом количество совместимых девайсов стремительно увеличивается, пополняясь новыми интересными моделями. Сегодня парк дружественных «Алисе» устройств простирается от обычных умных лампочек, розеток, чайников и пылесосов до сложных систем климат-контроля.
Умная колонка может одновременно управлять несколькими устройствами, запуская запрограммированные пользователем сценарии. Например, можно настроить сценарий «Вечеринка» и колонка одновременно включит соответствующую музыку и динамичное освещение, а по сценарию «Тихий час» помощница организует тишину, потушит свет и зашторит окна. Разумеется, все эти сценарии заработают при условии, что все перечисленные устройства подключены к колонке.
млн
умных колонок было продано компанией «Яндекс» с 2019 года
![](i/7/yandex.jpg)
Достаточно попросить об этом «Алису» через смартфон. Ассистент свяжется с нужным устройством из любой географической точки, где есть мобильный интернет.
При таких темпах развития технологий голосовых помощников пользователи уже в ближайшие годы смогут полностью отказаться от кнопочных и сенсорных панелей управления умными домами голосом.
Изначально «Алиса» создавалась как первый виртуальный голосовой помощник, работающий на русском языке. Распознавание иностранной речи в ней ограничивается функциями поиска и переводчика.
Умные колонки «Яндекса» официально поставляются в Казахстан, Белоруссию, Азербайджан и Израиль, где их целевой аудиторией является в основном русскоязычное население.
30
странах мира
доступна подписка на «Яндекс Плюс», необходимая для работы сервиса «Яндекс Музыка»
В компании задумываются об адаптации голосового помощника для работы в других странах и уже привлекли специалистов по обучению «Алисы» иностранным языкам. Имеющиеся технологические наработки в области распознавания речи вполне могут быть применены для выхода на другие рынки.
30
странах мира
доступна подписка на «Яндекс Плюс», необходимая для работы сервиса «Яндекс Музыка»
![](i/7/alisa.jpg)
Это существенно расширяет ареал обитания российского голосового помощника. В данный момент подписка «Яндекс Плюс», необходимая для того, чтобы «Алиса» могла как минимум распознавать и воспроизводить музыку, кроме РФ, работает в 30 странах мира.
![](i/7/world.png)
![](i/7/flags/AU.png)
![](i/7/flags/AT.png)
![](i/7/flags/AZ.png)
![](i/7/flags/AR.png)
![](i/7/flags/AM.png)
![](i/7/flags/BY.png)
![](i/7/flags/BG.png)
![](i/7/flags/GB.png)
![](i/7/flags/DE.png)
![](i/7/flags/GR.png)
![](i/7/flags/GE.png)
![](i/7/flags/IL.png)
![](i/7/flags/ES.png)
![](i/7/flags/IT.png)
![](i/7/flags/KZ.png)
![](i/7/flags/CA.png)
![](i/7/flags/KG.png)
![](i/7/flags/MD.png)
![](i/7/flags/MN.png)
![](i/7/flags/PL.png)
![](i/7/flags/RO.png)
![](i/7/flags/US.png)
![](i/7/flags/TJ.png)
![](i/7/flags/TR.png)
![](i/7/flags/TM.png)
![](i/7/flags/UZ.png)
![](i/7/flags/FI.png)
![](i/7/flags/FR.png)
![](i/7/flags/CZ.png)
![](i/7/flags/KR.png)
В 2019 году в России появился еще один голосовой ассистент «Маруся», разработанный компанией VK. Первоначально система работала на персональных компьютерах и в мобильных устройствах.
400
милли-
секунд
требуется «Алисе», чтобы принять, осознать и выполнить голосовую команду
В 2020 году для помощника была создана и представлена колонка «Капсула». Устройство работает через аккаунт VK ID. С помощью «Маруси» можно делать онлайн-звонки, слушать музыку и детские сказки, искать информацию в интернете и управлять некоторыми системами умного дома.
Пока колонка продается только в России, но вполне вероятно, что в ближайшем будущем ее начнут поставлять в страны с заметной долей пользователей соцсети VK.