Как отечественные голосовые помощники покоряют мировой рынок
Первый отечественный голосовой ассистент «Алиса» был разработан и запущен осенью 2017 года компанией «Яндекс» в день своего двадцатилетия.
Сегодня «Алиса» работает на компьютерах, в мобильных телефонах, а также в специализированных умных устройствах — колонках и даже телевизорах. По данным компании, с момента запуска было продано более 7 млн устройств, а количество активных пользователей в месяц составляет 55 млн человек, в том числе за рубежом.
1000
устройств
от 170 производителей можно подключить к умному дому с «Алисой»
1000
устройств
от 170 производителей можно подключить к умному дому с «Алисой»
Мы проследили за тем, как голосовые помощники меняют привычный мир, превращая в реальность то, что еще недавно казалось фантастикой.
Первоначальный функционал «Алисы» был информационным. С ассистентом можно было поговорить о погоде, пробках, узнать точное время или быстро получить ответ на вопрос, например, узнать, что Амазонка самая длинная река в мире.
То же самое предлагали и существовавшие к тому моменту зарубежные аналоги, такие как Siri или Google. Но в отличие от них «Алиса» не ограничивалась набором заранее записанных команд для вопроса, а могла поддерживать с пользователем живой и даже шутливый диалог. Добиться этого удалось благодаря уникальным технологиям машинного обучения и системам ИИ на базе нейронных сетей, разработанным в «Яндексе». Удачным оказался и выбор голоса «Алисы», основой которого является голос актрисы дубляжа Татьяны Шитовой.
Спустя год после презентации голосового помощника появилась первая умная колонка с «Алисой» — «Яндекс Станция».
млн
человек активно пользуются голосовым помощником «Алиса» ежемесячно
Ее создателям удалось превратить устройство в домашний мультимедийный центр, помогающий легко и быстро находить музыку или фильмы, ориентируясь на вкусовые предпочтения пользователя.
Постепенно «Алису» глубоко интегрировали с сервисами компании — «Яндекс Музыка», «Кинопоиск» и другими.
Сотрудник фирменного магазина «Яндекс» готовится к старту продаж «Яндекс Станции» с голосовым помощником «Алиса»
В 2019 году «Яндекс» расширил возможности колонок функциями умного дома. «Алиса» стала открытой платформой, к которой можно подключать технику различных производителей.
При этом количество совместимых девайсов стремительно увеличивается, пополняясь новыми интересными моделями. Сегодня парк дружественных «Алисе» устройств простирается от обычных умных лампочек, розеток, чайников и пылесосов до сложных систем климат-контроля.
Умная колонка может одновременно управлять несколькими устройствами, запуская запрограммированные пользователем сценарии. Например, можно настроить сценарий «Вечеринка» и колонка одновременно включит соответствующую музыку и динамичное освещение, а по сценарию «Тихий час» помощница организует тишину, потушит свет и зашторит окна. Разумеется, все эти сценарии заработают при условии, что все перечисленные устройства подключены к колонке.
млн
умных колонок было продано компанией «Яндекс» с 2019 года
Достаточно попросить об этом «Алису» через смартфон. Ассистент свяжется с нужным устройством из любой географической точки, где есть мобильный интернет.
При таких темпах развития технологий голосовых помощников пользователи уже в ближайшие годы смогут полностью отказаться от кнопочных и сенсорных панелей управления умными домами голосом.
Изначально «Алиса» создавалась как первый виртуальный голосовой помощник, работающий на русском языке. Распознавание иностранной речи в ней ограничивается функциями поиска и переводчика.
Умные колонки «Яндекса» официально поставляются в Казахстан, Белоруссию, Азербайджан и Израиль, где их целевой аудиторией является в основном русскоязычное население.
30
странах мира
доступна подписка на «Яндекс Плюс», необходимая для работы сервиса «Яндекс Музыка»
В компании задумываются об адаптации голосового помощника для работы в других странах и уже привлекли специалистов по обучению «Алисы» иностранным языкам. Имеющиеся технологические наработки в области распознавания речи вполне могут быть применены для выхода на другие рынки.
30
странах мира
доступна подписка на «Яндекс Плюс», необходимая для работы сервиса «Яндекс Музыка»
Это существенно расширяет ареал обитания российского голосового помощника. В данный момент подписка «Яндекс Плюс», необходимая для того, чтобы «Алиса» могла как минимум распознавать и воспроизводить музыку, кроме РФ, работает в 30 странах мира.
В 2019 году в России появился еще один голосовой ассистент «Маруся», разработанный компанией VK. Первоначально система работала на персональных компьютерах и в мобильных устройствах.
400
милли-
секунд
требуется «Алисе», чтобы принять, осознать и выполнить голосовую команду
В 2020 году для помощника была создана и представлена колонка «Капсула». Устройство работает через аккаунт VK ID. С помощью «Маруси» можно делать онлайн-звонки, слушать музыку и детские сказки, искать информацию в интернете и управлять некоторыми системами умного дома.
Пока колонка продается только в России, но вполне вероятно, что в ближайшем будущем ее начнут поставлять в страны с заметной долей пользователей соцсети VK.